Карл Фаберже

Статья в рубрику "История" для журнала Patriki Times , рерайтинг.

Клиент:

Patriki Times

Дата:

Декабрь 2017

Сайт:

patrikitimes.ru

Выходные данные:

Patriki Times. – №9. – С.16-17.

Столетие назад русские мастера были законодателями ювелирной моды в мире. Но далеко не все блестящие имена живут в нашей памяти, и лишь немногие известны каждому, как это случилось с Карлом Фаберже.

Отец Карла, Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи французских кровей – его предки-гугеноты бежали в Германию от религиозных преследований. Мать, Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Ювелирное искусство было призванием и страстью мальчика. Карл родился 30 мая 1846 г. в Санкт-Петербурге — через 4 года после того, как Густав Фаберже основал свою ювелирную фирму, а в 14-летнем возрасте отправился вместе с отцом изучать ювелирное дело в Дрездене, а затем во Франкфурте. Густав Фаберже предпочёл остаться в Германии, а Карл вернулся в Россию и уже в 24 года возглавил фирму отца.

Впрочем, фирма тогда представляла собой небольшой магазин с мастерской. Но создание обычных ювелирных украшений не отвечало стремлениям молодого человека. Карл был энергичен, честолюбив и мечтал о собственном пути, стиле, крупных заказах. Как получить их, не имея влиятельной поддержки?

Заручившись лишь одной рекомендацией, Карл Фаберже пришёл в Императорский Эрмитаж и предложил себя в качестве реставратора. На протяжении пятнадцати лет он безвозмездно занимался восстановлением золотых и серебряных предметов, прежде всего тех древностей, которые в изобилии находили тогда при археологических раскопках на юге России. Скифские и древнегреческие сокровища захватили воображение Фаберже, и он целые дни проводил за кропотливой работой. Перенимал техники и мотивы мастеров прошлого, готовясь воплотить их в собственных изделиях.

Знакомясь с коллекцией Эрмитажа, Фаберже присматривался и к другим шедеврам ювелирного искусства – созданным в Западной Европе и на Востоке. Его привлекала нестареющая классика, наследие XVIII века, и он решил переориентировать фирму на создание ценных вещиц (objets de luxe), окружающих человека в повседневной жизни. Начал он с табакерок, портсигаров, письменных приборов, настольных часов, набалдашников для зонтов и тростей из золота и серебра, украшенных эмалью и драгоценными камнями.

Фаберже был не только талантливым ювелиром, но и отличным управляющим, его дело быстро развивалось. Расширялся и ассортимент. Фирма стала выпускать objets de fantasie – дорогие игрушки для преуспевающих людей: каменные цветы, фигурки людей, животных и птиц, миниатюрные рояли и другие очаровательные вещицы, поражавшие тонкостью и качеством исполнения, чёткостью линий. Отличительной чертой стиля Фаберже стала великолепная прозрачная эмаль по гильошированному фону, позаимствованная у ювелиров времён Екатерины II. Долгое время главным художником, создававшим эскизы новых изделий, был младший брат Карла Агафон Фаберже.

1885 год стал для Фаберже годом международного успеха и признания. За коллекцию копий с античных изделий, найденных в Керчи, которую выполнил его мастер Эрик Коллин, фирма была награждена золотой медалью на художественной выставке в Нюрнберге. И в этом же году Александр III заказывает Фаберже его первое пасхальное яйцо для подарка императрице.

Фаберже и его мастера создали яйцо с золотым «желтком», внутри которого оказывалась курочка, в которой, в свою очередь, была спрятана миниатюрная копия императорской короны, а в той – цепочка с рубиновым кулоном. Мария Фёдоровна была так очарована подарком, что ювелир получил заказ изготавливать новое яйцо к каждому празднику Пасхи. Так Карл Фаберже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества с правом иметь императорский герб на вывеске. При этом он мог воплощать самые смелые идеи и фантазии, единственным условием императора была уникальность яйца и непременный сюрприз внутри.

Николай II сохранил эту традицию и каждый год дарил уже два яйца: одно своей овдовевшей матери, второе — супруге, Александре Фёдоровне. Создавали яйца и для других заказчиков, например, Нобелей, Ротшильдов, Феликса Юсупова. Особенно красива серия яиц, выполненных для золотопромышленника Александра Кельха.

Такие заказы требовали привлечения ювелиров всех специальностей, вплоть до камнерезов, которых, как правило, не было на обычных ювелирных предприятиях. Над яйцом трудилась команда выдающихся мастеров и целая художественная студия, ведь для каждого изделия необходимо было разработать подробный эскиз. Некоторые имена помнят и чтут в мире искусства и сегодня: это  Михаил Перхин, Август Холмстрём, Альма Пиль и др.

На создание одного яйца уходило от года до полутора лет. Идеи для нового шедевра подсказывали памятные даты и яркие политические события, а сюрпризы часто оказывались сложной механической игрушкой. В яйце мог скрываться собор или павлин, реалистичная модель поезда или букет подснежников из белого кварца, неотличимый от настоящего. Всего с 1885 по 1916 г. фирма Фаберже изготовила 52 пасхальных яйца для обеих императриц. Последние два яйца, работа над которыми началась в 1917 г., так и не были закончены.

Последние годы блестящего ювелира Карла Фаберже, как и многих русских эмигрантов, были печальны. Он умер в Лозанне в 1920 г. и не раз повторял перед тем: «Жизни больше нет». Но многие его работы пережили бурный ХХ век и хранятся в частных коллекциях и музеях. Не только как символ роскоши, но и как символ высокого мастерства и страстной любви к своему делу.

Просмотров: 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Pin It on Pinterest

Shares
Share This