Киноклассика.
Самый давний из доступных у нас фильмов по “Джейн Эйр”, а значит, наиболее далёкий от наших представлений о том, какой должна быть экранизация литературного произведения, и потому гораздо более любимый представителями старшего поколения, чем юными зрителями. Чёрно-белый. Красивый, пожалуй, даже эстетский. С неожиданно близкой к роману передачей характеров главных героев и совершенно вольным обращением со всем остальным. Несущий на себе глубокую печать эпохи – эпохи, когда продолжительность кинокартин обычно ограничивалась полутора часами, а поцелуя на экране – определённым количеством секунд. Когда положительную героиню непременно играла красивая актриса, а отрицательных персонажей изображали исключительно в гротескно-сатирических тонах. Когда театральность преобладала над естественностью, уличные сцены снимались в павильонах, а музыка была тревожной, экспрессивной и романтичной. Эпохи второй мировой войны, когда главным посылом к зрителю был призыв стойко переносить лишения, много и упорно трудиться, хранить своё достоинство, но не потакать своим слабостям. Терпеть, верить, ждать. И ничего не бояться. Главное качество – верность. Главное слово – долг.
Джейн Эйр.
Недавно ушедшая из жизни Джоан Фонтейн (родная сестра другой королевы экрана – Оливии де Хевиленд, наиболее известной у нас по роли Мелани в “Унесённых ветром”). Не просто скромная гувернантка – аристократ духа с настолько утончёнными манерами, что высокомерие Бланш Ингрэм кажется по сравнению с ними почти вульгарным. Её лицо, причёска создают облик не столько девушки викторианской эпохи, сколько женщины 40-х годов ХХ века. Эта Джейн Эйр кажется сошедшей с фотографий моих бабушек. Выражение её лица может показаться несколько мелодраматичным современному зрителю, но это лицо гордой, отважной, сострадающей, преданно и страстно любящей женщины. Женщины, которой можно причинить боль, но не сломить.
Рочестер.
Великий актёр и режиссёр Орсон Уэллс, создатель “Гражданина Кейна”, признанного лучшим фильмом всех времён и народов. Чрезвычайно похожий внешне на своего книжного прототипа: “лицо смуглое, черты суровые, лоб массивный”, глаза, “горящие гневным упрямством”, сильный низкий голос. Грубоватый, без особой изысканности, лоска. Мрачный. Мужественный. Мощный. Настоящий мужчина.
Мистер Брокльхерст.
Специалист по воплощению на экране злодеев Генри Дэниелл. Именно он играл в чаплинском “Великом диктаторе” министра Гарбича, прототипом которого был Гебельс. Этот персонаж вызывает к себе не только неприязнь, но и страх. Неограниченная власть. Искажённое ненавистью лицо. Фанатик-садист.
Сценарист.
Классик литературы Олдос Хаксли, автор антиутопии «О дивный новый мир». Кому, как не ему, показать на экране полную жестокости, несправедливости, страданий, а главное – не раз обманутых надежд жизнь Джейн Эйр. Почти не изменив любовную линию, он решительно переработал остальное. В фильме нет эпидемии тифа в Ловуде, доброй мисс Темпль, дядиного наследства, нежданно обретённых родственников… Риверс в фильме, впрочем, есть, и он играет в нём немаловажную роль – но это не кузен Джейн и даже не священник, а добрый и благородный доктор, лечащий воспитанниц приюта. Он пытается поддержать и ободрить девочек, переубедить м-ра Брокльхерста, но ему не дано изменить порядки в благотворительном учреждении, он не имеет там никакого влияния. В результате Брокльхерст не просто довёл до смерти – фактически замучил доброе и прелестное существо – единственную подругу Джейн Элен Бёрнс, играет которую маленькая Элизабет Тейлор. Бессердечный директор не только постоянно наказывает Элен и насильно остригает её чудесные кудри, но и выгоняет её и Джейн под дождь. Но Джейн здорова, а Элен страдает чахоткой и в ту же ночь умирает. У могилы подруги рыдающая Джейн заявляет доктору Риверсу, что ни за что не вернётся в школу. Но тот всё же переубеждает её: “Господь хочет, чтобы дети были сильными и храбрыми. Ты выполнишь Его волю?.. Ты знаешь, что такое долг? Это когда ты делаешь то, чего тебе делать не хочется… Тебе выбирать, станешь ты образованной девушкой или неучем”. Джейн делает выбор и успешно заканчивает школу, но когда Брокльхерст, решивший, что ему удалось перевоспитать строптивую ученицу, предлагает ей место учительницы в Ловуде, она категорически отказывается, заявив, что не испытывает благодарности “за 10 лет издевательств”. Доктор Риверс даёт ей рекомендацию, и она уезжает в Торнфилд.
Примерно так же показаны ловудские годы Джейн и в экранизации 1970 г. с Сюзанной Йорк, только не возникает там доброго доктора и локоны отрезают у самой Джейн.
Существенные изменения претерпела и жизнь Джейн после её ухода из Торнфилда. (Кстати, она не убегает тайком, как в романе и во всех виденных мной фильмах, а уходит с чемоданом на глазах Рочестера – иначе эта благородная девушка поступить не может). Скитания её остаются за кадром, она лишь говорит, что ей “пришлось познать голод и ночи без крова”. Не имея рекомендации, она приходит к единственному человеку, который был добр к ней – своей няне Бесси, от которой узнаёт о самоубийстве Джона, болезни и разорении тёти Рид (Элизы и Джорджианы в фильме нет). Джейн примиряется с тётей и остаётся в её доме. Неожиданно её навещает доктор Риверс. У Рочестера осталось написанное им для Джейн рекомендательное письмо, и он в отчаянии обратился к доктору с просьбой разыскать девушку. “Решение за тобой. Я могу вообще не отвечать”. Джейн молчит, и Риверс сжигает письмо.
Вскоре тётя умирает, и её имущество распродают за долги. Лишившись всего, Джейн решается на отчаянный шаг – написать ненавистному ей м-ру Брокльхерсту. Письмо не пишется, поднимается буря, листы едва не слетают со стола, и Джейн подходит к окну, чтобы закрыть его и слышит полный муки голос любимого человека. Поняв, что с ним случилось несчастье, она устремляется в Торнфилд – и именно там, а не в другом, ухоженном, поместье, как привыкли мы видеть, среди развалин обнаруживает Рочестера: ослепшего, заросшего бородой, опирающегося на палку. В своей гордости он заявляет, что ему не нужна её жалость, но через мгновение не выдерживает. Одна секунда поцелуя – но насколько пылкого!..
Да, в эту экранизацию не вошло очень многое. Но главное осталось: две сильных любящих личности, встреча на туманной дороге, тревожная музыка и бури. И каштан, расколотый молнией.
Режиссер – Роберт Стивенсон
Сценаристы – Олдос Хаксли и др.
В ролях:
Джейн Эйр – Джоан Фонтейн (1917 – 2013)
Эдвард Рочестер – Орсон Уэллс (1915 – 1985)
Элен Бёрнс – Элизабет Тейлор (1932 – 2011)
мистер Брокльхерст – Генри Дэниелл (1894 – 1963)
96 мин США, 1944
Просмотров: 720
2 Comments
Замечательный фильм. Для своего времени безупречный во всех смыслах и отношениях. Одна из лучших кинопостановок этого романа.
Согласна с Вами. Жаль, что он мало известен широкой публике.